Толерантный Узбекистан. Эпоха Маркевич

0
133
Фото: М.Ташпулатова

На звонок отвечает мелодичный женский голос. Сколько ж ей лет? Это на самом деле не имело значения для меня. Мне нужен был один из сотрудников музея. Из культурного центра дали знать, что “основатель музея чуть приболел”. Так, придётся довольствоваться любым другим источником. А подробную информацию я найду в Интернете.

– Мне нужно, чтобы кто-нибудь рассказал мне о клубе-музее Анны Ахматовой в Ташкенте. Вообще, как жила поэтесса в Ташкенте, какие воспоминания оставил город в её памяти? Как часть её жизни проведённая здесь в Ташкенте, повлияла на её творчество? Мне рекомендовали вас как человека, который может найти ответы на мои вопросы».

А на ум приходит тот образ, что я увидела в ролике на ютубе: полуосвещенный интерьер, напоминающий старинную атмосферу, театральные декорации, на этом фоне женщина средних лет с необыкновенно большими глазами и поэтическим взглядом.

Грамотная речь, спокойный, артистичный голос женщины, говорящей искренним, не искусственым, а настоящим тоном, уточняет день встречи со мной. Когда этот день настал, она звонит мне и говорит: «Мавлюда, вы едете?» Я говорю: «Боже мой, неужели еще есть такие пунктуальные люди?» Адрес она объясняет даже понятнее, чем служба геолокации: адвокатское бюро в соседнем подъезде, бутик с английским названием, и что мне надо выйти из конца вагона, если я приеду на метро.

Я вхожу в один из многоквартирных домов, которые расположены прямо у выхода из метро «Хамид Олимжон”. Дверь открывает хозяйка голоса, с которым я знакома по телефону.

Ведь она не просто музейный работник. Даме больше 80 лет, с искорками в мудрых глазах, опирающаяся на трость, с ясной улыбкой… нет, не женщина и не пожилая дама! Сама эпоха стояла!

Передо мной – Альбина Витольдовна Маркевич!

Когда я беседовала с этой живой энциклопедией, я почувствовала, что линия моей статьи изменится. А к концу разговора я была уверена, что изменится и главный герой статьи!

Я пришла сюда в поисках памяти об Анне Ахматовой из Ленинграда. На выходе нашла Альбину Маркевич, которая из Ташкента!

Имя Альбины Витольдовны Маркевич широко известно в культурных кругах Ташкента.  Являясь основателем и руководителем  общественного клуба-музея «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», она в течении 20 лет сочетает свою общественную и просветительную деятельность с поэтическим творчеством. За эти годы вышли в свет  несколько сборников и двухтомник поэзии «Чувство жизни» и прозы «Грани памяти». Её стихи публиковались в журнале «Звезда Востока» и других изданиях. Выход нового сборника «Так и живу» приурочен к знаменательной дате – 90 летию автора, с чем поздравляли юбиляра родные.

Фото: М.Ташпулатова

Альбина Витольдовна с искорками в глазах удобно расположившись за столом, начинает рассказывать. Рассказ удивительной жизни. Которая богата с участиями в ней замечательных людей! Фрагментами встреч с великими творцами эпохи.

1999 году в преддверии 21 века с празднованием 110-летия со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой, мы ташкентские энтузиасты по инициативе А.В.Маркевич и В.В. Фомичёв осуществили давнее решение: открыли сначала выставку, собранных экспонатов, а вслед за этим 18 декабря 1999 года сделали следующий шаг–основали клуб-музей «Мангалочий дворик Анны Ахматовой», который открыли во Дворце культуры Ташкентского тракторного завода.

– «И тех, кто ждал этого события, не испугали ни удалённость от центра столицы, ни скоромность фонда, ни простота убранства. Народ к нам пошёл и поодиночке, и экскурсионно, и не только из Ташкента. Но главное ­– сложилось сообщество искренне заинтересованных, творчески увлечённых знактоков и любителей поэзии А.А.Ахматовой, её Серебряного века и , конечно «грозовых сороковых», вплоть до нашего времени. К старшему поколению примкнуло и «племя молодое, незнакомое», пожелавшее узнать «дела давно минувших дней» и о себе заявить.  Актив музея блогодарим руководство Русского культурного Центра, за оказываемую поддержку и внимания к деятельности нашего общественного клуба музея.

В связи с необходимостью переезда в 2013 году, с Благословения глубокоуважаемого архиерея Русской православной церкви  митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия изменилось место расположения клуба-музея, теперь находится он на территории Россотрудничества.

Фото: М.Ташпулатова

Ольга Гула:

Ташкентские встречи

Фаина Раневская: “Меня спрашивают, почему я не пишу об Ахматовой, ведь мы дружили… Отвечаю: не пишу, потому что очень люблю её”.

  • Вот и мне по этой же причине очень сложно писать о музее.

Начну по порядку. Поэзия Анны Андреевны Ахматовой всегда была мне по душе. В юности и в студенческие годы мы с подругами зачитывались взахлеб любовной лирикой Ахматовой, где всё о любви, во всех смыслах этого слова. Такая поэзия притягивала и нам юным и глупым казалось – уж мы-то понимаем её вполне.  С тех прошло много лет и уверенности в понимании поубавилось, однако поэзия по-прежнему была дорога.

Поэтому, когда я оказалась в Ташкенте, сразу начала узнавать, где же находится музей Ахматовой. Как известно, в Ташкенте Анна Андреевна была в эвакуации во время войны два с половиной года. Очень быстро выяснилось, что дом, в котором жила Анна Андреевна, не сохранился, но музей есть. Называется он Клуб-музей “Мангалочий дворик Анны Ахматовой” – по строчке одного из стихотворений, написанных ею в Ташкенте (“Мангалочий дворик, как дым твой горек…”)

Музей оказался скромной комнатой. В экспозиции представлены печатные материалы и фотографии, рассказывающие о жизни и окружении Анны Андреевны в эвакуации. И хотя мемориальных предметов в музее немного, но картина быта тех далёких и непростых лет встаёт перед глазами. Основатель музея и его бессменный директор – Альбина Витольдовна Маркевич постаралась перенести  атмосферу того времени и у неё это здорово получилось.

Ощущение сродни машине времени! Заходишь и сразу оказываешься в первой половине прошлого века. А ещё Альбине Витольдовне удалось создать в этой комнате «территорию поэзии». Каждый четверг в музее проходят литературные вечера. Звучат стихи, не только Анны Андреевны, звучит музыка – Альбина Витольдовна очень тщательно планирует каждый вечер и очень избирательно приглашает гостей для выступлений. Поэтому скучно не бывает. Прийти может каждый, всех встречают очень радушно, а вот остаются надолго только истинные любители и ценители поэзии.

Обстановка, близкая к временам «Серебряного века» вовсе не означает, что здесь не слышна современная поэзия. Альбина Витольдовна очень внимательна к молодёжи, для многих она первый редактор и издатель.

Наряду с именитыми современными поэтами Ташкента обязательно присутствуют и начинающие. И этот калейдоскоп лиц: юных, умудренных опытом, самых разных национальностей (а Ташкент это просто Вавилон, только не в библейском смысле, а в мультукультурном)– делает музейную атмосферу абсолютно живой.

Атмосфера вещь эфемерная, и она, как известно, образуется вокруг катализатора. В музее «Мангалочий дворик Анны Ахматовой» центром и катализатором является Альбина Витольдовна.

Она и сама по себе – целая эпоха. Будучи ещё маленькой девочкой, она участвовала в пионерском концерте для раненых в военном госпитале в Ташкенте, где выступала Анна Ахматова.

Отдельно надо сказать, что Альбина Витольдовна – человек пишущий. Её двухтомник  из поэзии и прозы I. «Чувство жизни» II. «Грани памяти» вышел в 2015 году.

А ещё у неё есть совершенно редкое для литератора качество

Она искренне радуется успехам других. Особенно понравившуюся ей строку может несколько дней цитировать и не переставать восхищаться. Вот думаю эта её искренность и есть ключ к разгадке феномена музея “Мангалочий дворик”: там всё по-честному, всё по-настоящему.

Прошло уже  два года как я уехала из Ташкента. Тем не менее, не проходит дня, чтобы я не вспомнила этот удивительный город и совершенно удивительных людей, с которыми там познакомилась. Когда что-то читаю или слышу что-то об Ахматовой – срузу вспоминаю Альбину Витольдовну, и наоборот. Для меня они теперь совершенно неразделимы.

Гуарик Багдасарова:

– Сегодня можно с уверенностью сказать, что в Узбекистане с каждым годом эпохи Независимости утверждает себя новая волна интеллегенции. Её духовный опыт расширяется и приближается к истинному пониманию вещей. Отчасти этим она обязана просветительской работе, которая ведётся в музеях узбекской столицы, в частности в “Мангалочьем дворике Анны Ахматовой” при РЦНК в Ташкенте.

Бах Ахмедов:

Альбине Маркевич к 90-летию

И простота, и благородство,

И мудрый, чуть лукавый взгляд.

И тонких мыслей превосходство,

И плодородных знаний сад–

Всё это Вы. Источник света

И города культурный код.

Да будут долги Ваши лета

Средь суеты мирских забот.

А “Дворик” Ваш благословенный

Как центр маленькой Вселенной.

В нём возможны ложь и фальш.

И здесь великие, как дома

Их голоса звучат знакомо,

Не заглушая голос Ваш!

Альбина Витольдовна Маркевич:

Для вдохновенья много ль надо?

Окно распахнутое в сад,

И пташек разных щебет влад–

В них подсказка и отрада.

О вдохновенье приходи,

Раздвинь затворческие будни

И сделай мир добрей и людней,

Волненье сердца пробуди…

О вдохновенье, приходи…

 

Русские узбекистанцы

Хлопковые поля, садов цветенье,

Растущий вширь и ввысь Ташкент,

Макомов звук, Закировых волнующее пение

И мудрых гениев завет–

Всё ум и сердце заполняет.

Узбекская земля для нас Отчизной стала,

Мы верно служим ей и будем век служить.

Нам дорог край, с которым нас связала

Сама история, судьба и наша жизнь.

 

Мавлюда Тошпулатова

 

Матнда хатоликни кўрсангиз, уни белгилаб Ctrl+Enter ни босинг.

Фикр матни

Илтимос, изоҳингизни киритинг!
Илтимос, исмингизни бу ерга киритинг